Как проверить компрессор кондиционера и продлить срок его службы?
Необходимость проведения ремонта компрессорно-конденсаторного блока кондиционера в сервисном центре может возникнуть не только в аварийной ситуации, например при отказе компрессора, но и по результатам диагностики кондиционера.
Внешнее и внутреннее устройство компрессора:
- 1 – подшипниковый балансирующий узел;
- 2 – каналы под масло;
- 3 – приводной мотор;
- 4 – спиральная конструкция;
- 5 – нагнетательный патрубок;
- 6 – клапанная система;
- 7 – муфта;
- 8 – масляный поддон;
- 9 – опорное основание
Случаи возникновения подобных ситуаций:
В этих случаях, даже если компрессор кондиционера еще работает, дни его сочтены. Срочная «реанимация» может помочь продлить жизнь кондиционера.
Экспресс анализ масла
Необходимо взять пробу масла из фреонового контура. Сравнить его цвет и запах с образцом хорошего масла. При помощи кислотного теста провести анализ масла на наличие в нем кислоты.
I этап
Пробу масла на анализ можно взять через сервисный порт кондиционера со стенок трубопровода в момент остановки кондиционера.
Для этого понадобится:
- короткий шланг со штуцером и краном;
- емкость для сбора масла;
- чистая лабораторная пробирка.
Порядок действий:
- остановить кондиционер;
- 10-15 минут дать маслу стечь по стенкам трубопровода;
- подключить к сервисному порту шланг с краном;
- свободный конец шлага поместить в емкость для сбора масла;
- открыть кран; выходящий из шланга газ, вынесет масло;
- собрать масло в емкость;
- дать маслу отстояться (масло содержит в себе растворенный хладагент – оно пенится);
- слейте пробу в пробирку.
II этап
Cравнение пробы масла из фреонового контура кондиционера с образцом хорошего масла по цвету и запаху. Одинаковое количество масла из пробы и образцового масла помещают в две одинаковые пробирки и сравнивают их между собой.
Темный цвет масла и запах гари – компрессор кондиционера перегревался.
Причиной перегрева могла быть утечка хладагента из фреонового контура кондиционера и эксплуатация без дозаправки.
Повышение давления в системе из-за загрязнения радиатора внешнего блока или ухудшения обдува вентилятором (неправильна работа платы управлением вентилятора; поломка самого вентилятора; не отрегулирован зимний комплект-адаптация кондиционера для работы до -25 гр.).
Эксплуатация кондиционера в режиме «тепло» при низких отрицательных температурах, без комплекта адаптации.
В результате масло теряет свои смазочные свойства, разлагается на различные смолистые вещества и заклинивает компрессор кондиционера.
Зеленоватый оттенок масла – наличие в масле солей меди. Причиной является влага во фреоновом контуре кондиционера. Тест на кислотность такого масла будет положительный.
Вода во внутренней системе кондиционера со временем скапливается у каппилярки во внешнем блоке, замерзает и закупоривает её. В результате компрессор не может прокачать систему, перегревается и сгорает рабочая или пусковая обмотка.
Прозрачное масло с легким запахом – реанимация кондиционеру не требуется.
III этап
Кислотный тест должен либо подтвердить опасения и тогда кондиционеру необходимо срочное сервисное вмешательство либо опровергнуть, и эксплуатировать кондиционер в штатном режиме. Взятое масло необходимо в том же количестве вернуть в систему.
Порядок действий для возврата масла:
- взять подходящую посуду, например прозрачный высокий стакан диаметром 3-4 см;
- к сервисному порту подключить вентиль со шлангом, так же как при взятии пробы масла;
- опустить свободный конец шланга в стакан;
- налить в стакан масло так, чтобы оно покрыло штуцер шланга;
- отметить на стакане уровень масла;
- приоткрыть вентиль, чтобы фреон вытеснил воздух из шланга;
- долить в стакан то же количество масла, какое было взято на пробу;
- включить кондиционер в режим «холод»;
- закрыть жидкостный порт кондиционера (большая труба);
- как только давление во всасывающей магистрали станет ниже атмосферного открыть вентиль, масло попадет через сервисный порт в кондиционер;
- закройте кран, когда уровень масла достигнет метки, тут же выключите кондиционер;
- откройте жидкостный порт кондиционера.
Утечка хладагента
Потеря герметичности фреонового контура кондиционера – может быть вызвана различными причинами, но это не обязательно приводит к плачевным результатам.
Факторы, имеющие значение:
- место возникновения утечки;
- количество потерянного хладагента;
- промежуток времени между возникновением и обнаружением утечки;
- режим и длительность работы кондиционера.
Опасность утечки хладагента заключается в том, что компрессор кондиционера, охлаждаемый хладагентом, в результате уменьшения плотности последнего перегревается. Температура компрессора повышается. Нарушается система смазки, увеличивается трение внутренних деталей компрессора, возрастает сила тока на обмотках. Вследствие чего, компрессор нагревается все сильнее и сильнее и заклинивает.
Признаки при утечке фреона:
- иней на кранах внешнего блока;
- потемнение теплоизоляции компрессора;
- жирные масленые пятна;
- срабатывание термозащиты компрессора;
- масло темного цвета с запахом гари;
- положительный тест масла на кислотность.
В случае, если утечка фреона обнаружена своевременно, хладагент ушел не полностью, кондиционер работал без хладагента короткий промежуток времени, сопутствующие признаки отсутствуют – ремонт кондиционера в стенах сервисного центра не обязателен.
Доля внезапных утечек, вызванных разрушением трубопроводов очень невелика. Утечки фреона чаще происходят через вальцовочные соединения и если тщательно осматривать и следить за работой кондиционера, утечки могут быть своевременно обнаружены.
Следует обращать внимание:
Не более 10-ти минут после включения нужно кондиционеру, чтобы начать давать холодный или теплый воздух, в зависимости от выбранного режима. Если этого не происходит нужно немедленно выключить кондиционер и вызвать сотрудника сервисной службы. Если при работе кондиционера трубки на внешнем блоке покрыты инеем – происходит утечка, нужен сотрудник сервисной службы. Выполнение этих простых правил позволит избежать больших затрат на ремонт кондиционера.
Попадание влаги в фреоновый контур – зачастую происходит при нарушении правил монтажа кондиционера. Один из этапов монтажа – вакуумирование френовой магистрали. Это процесс удаления из смонтированной магистрали воздуха и водяных паров. Продувка смонтированной магистрали хладагентом не может удалить влагу, а лишь превращает ее в лед на стенках медных трубок, который затем тает, превращается в воду и делает свое черное дело.
Опасность попадания влаги внутрь кондиционера заключается в том, что она часто никак не проявляет себя вплоть до отказа компрессора кондиционера. Все процессы в кондиционере, работающем в режиме холод, происходят при плюсовых температурах, а вода проявляет себя лишь, когда замерзает, вызывая нарушение работы капиллярной трубки или терморегулирующего вентиля. Со временем давление всасывания кондиционера падает, растет температура компрессора, срабатывает термозащита (таблетка). Этот цикл повторяется до тех пор, пока не сгорит компрессор. Удаление влаги из фреонового контура также может быть выполнено только в сервисном центре.
Проведение ремонта компрессорно-конденсаторного блока кондиционера в сервисном центре:
- эвакуация хладагента;
- демонтаж компрессора;
- освобождение компрессора от масла;
- промывка компрессора;
- вакуумирование компрессора;
- заправка компрессора маслом;
- испытание компрессора;
- промывка входного контура компрессорно-конденсаторного блока;
- демонтаж фильтра осушителя;
- монтаж технологического фильтра;
- монтаж компрессора в компрессорно-конденсаторный блок;
- установка компрессорно-конденсаторного блока на стенд;
- заправка хладагентом;
- промывка компресорно-конденсаторного блока на стенде;
- эвакуация фреона;
- замена технологического фильтра осушителя на рабочий фильтр;
- вакуумирование компрессорно-конденсаторного блока;
- заправка хладагентом;
- тестовый прогон отремонтированного блока.
Попадание влаги в фреоновый контур кондиционера.
В связи с тем, что загрязненное масло циркулирует по всей внутренней системе кондиционера, часть работ по очистке фреонового контура необходимо проводить на месте установки кондиционера. Цель этих мероприятий – не допустить попадания грязного масла в отремонтированный блок.
Работы по очистке включают в себя:
- продувка фреоновых магистралей и испарителя осушенным азотом;
- установка технологического фильтра в фреоновую магистраль;
- вакуумирование фреоновой магистрали и испарителя;
- запуск кондиционера в работу для сбора грязи на фильтр;
- конденсация хладагента в компрессорно-конденсаторный блок;
- удаление технологического фильтра;
- вакуумирование фреоновой магистрали;
- запуск кондиционера и отслеживание характеристик давления, силы тока компрессора.